2 апр. 2010 г.

Конвейер Blizzard забуксовал? Интервью с Кархаротом :)

Задумался тут о том, что Blizzard за последние годы ничего не выпускала кроме World of Warcraft и дополнений к ней. Решил провести маленькое исследование, и в итоге опубликовал на Gamersblog следующий текст.

Близзы в последнее время очень долго копаются с играми, давно от них ничего не выходило, все уже задолбались ждать.

Для подкрепления этих слов привожу хронологию выхода игр от Blizzard.

В качестве источника информации возьмем Википедию. Последняя игра от Blizzard, не являющаяся WoW или его дополнением, была выпущена аж в 2003 году. 7 лет назад!

Если смотреть их основные тайтлы, то до этого было:

1994 - Warcraft
1995 (+1 год) - Warcraft 2
1996 (+1 год) - Diablo
1998 (+2 года) - StarCraft
2000 (+2 года) - Diablo 2
2002 (+2 года) - Warcraft 3
2004 (+2 года) - World of Warcraft
2010 (+6 лет) - StarCraft 2

До этого новая игра была каждые 2 года, а теперь перерыв - 6 лет.

Пост не претендует на какое-то откровение, просто интересное наблюдение, которым решил поделиться. :)

Этот мой пост вызвал неоднозначную реакцию, после чего развернулась небольшая дискуссия, которую я хочу привести ниже. Получилось что-то вроде "вопросов и ответов с Кархаротом":

Cromathaar: А ты аддоны к ВоВ посчитай еще, и все встанет на места.

kapxapot: Ничего на свои места не встанет. Я рассматриваю именно основные тайтлы. Основные тайтлы отдельно, аддоны отдельно.

El Mako: А на фига им что то делать? ;) У них Вовка есть, на которой они гребут лопатой зеленые бумажки, зачем Дъябло, зачем Старкрафт ;). НО хотя спустя столько лет Вроде как Старкрафт скоро ждем.

kapxapot: WoW не вечен, его популярность уже идет на спад. К тому же, целевая аудитория World of Warcraft хоть и пересекается значительно с аудиторией StarCraft и Diablo, они не совпадают на 100%. Многие поиграли бы в StarCraft 2 или Diablo 3, а WoW им не интересен или уже давно сидит в печенках.

Cromathaar: Зачем Близзарду конкурировать с самим собой, выпуская новые тайтлы? Сейчас, когда начала сильно спадать популярность, подошло время подновить старик и дьяблу, чем и занимаются. А штамповать игры "на конвеере" - это, имхо, не их стиль.

kapxapot: Насчет конкурирования самим с собой см. выше. Только что об этом написал. Кроме этого, их не очень волнует перетекание аудитории из одной их игры в другую. В конце концов, клиент все равно останется у них.

Что значит не их стиль штамповать? А почему до этого новый тайтл выходил каждые 2 года? Тогда это был их стиль, а теперь - нет?

Лойсо Пондохва: На поддержку проекта WoW уходит много сил и времени. Раньше они были свободны от этого, теперь вынуждены постоянно дорабатывать и дополнять ее, поскольку это стабильный и по сути единственный источник средств для компании.

kapxapot: Поддержкой WoW занимается команда поддержки WoW, остальными проектами занимаются другие команды. С момента выпуска WoW штат Blizzard вырос примерно в 10 раз (!). И большинство этих людей как раз и заняты развитием и поддержкой WoW.

Со штатом как раз проблем нет - другие команды вполне себе плодотворно трудятся над другими проектами, только почему-то теперь это у них занимает ОЧЕНЬ много времени.

И WoW - не единственный источник средств для Blizzard. Другие их игры до сих пор продаются. :) Хотя согласен, WoW - хорошая дойная корова, которая требует соответствующего ухода, но как раз конвейер WoW отлично налажен и работает с постоянной скоростью.

Swirt: Как вариант (очень оптимистический) - мутят что-нибудь эпическое. И анонсируют уже готовый на 80% продукт).

kapxapot: Ну они несколько лет уже делают неанонсированную "next gen MMO" по новой вселенной, что уже само по себе вызывает восторг даже при полном отсутствии какой-то конкретики. Возможно, именно из-за этого проекта все притормозилось, а, может быть, тут дело в том, что в Blizzard за эти годы не раз менялись ключевые фигуры в проектах.

Та же Diablo 3 разрабатывалась 2 года, после чего все было начато заново практически с нуля. С тех пор прошло еще 5 лет (!).

В принципе, в ближайшие годы все должно исправиться, если Blizzard не будет тянуть с новыми проектами.

Ожидается:

2010 - StarCraft 2
2010 - WoW: Cataclysm
~2011 - Diablo 3
~2012-2013 - next gen MMO

Cromathaar: Не соглашусь [насчет того, что популярность WoW уже идет на спад]. По последним отчетам количество подписчиков WoW НЕувеличивается, застыв на отметке в 11.5 миллионов, что скорее говорит о достижении некоторого предела, чем о падении интереса. Катаклизм еще многих заставит вернуться в игру или попробовать ее в связи с традиционно мощными рекламными кампаниями.

Еще учитывай, что Близзард за кулисами разрабатывает секретную скай-фай ММО, что были и закрытые проекты, такие как StarCraft: Ghost, что раньше Близзарду нужно было завовевывать себе имя и репутацию, а теперь у них все это уже есть.

kapxapot: Угу, только планка эта в 11.5 миллионов была достигнута еще 1.5 года назад с релизом WotLK. Конец роста это и есть начало спада. :)

Да, с Катаклизмом вернется часть игроков. Но сколько из них уйдет из игры до выхода этого Катаклизма? А до этого момента еще полгода, не меньше.

Не было никакой инфы о том, что новая ММО "скай-фай", это все домыслы.

Ну причины этого торможения можно разные искать, и все их мы никогда не узнаем. Я этого и не пытаюсь делать, я просто констатирую факты. :)

Лойсо Пондохва: Соглашусь с Кроматааром по части репутации, которая теперь позволяет им чувствовать себя увереннее и не мельтешить, от такого уровня компаний всегда ждут чего-то сверхъестественного

ну, а что касается отдельного штата сотрудников, то я-то говорил не о сотрудниках, а о финансировании, планировании и т.п. У компании есть проект, которые стабильно приносит доход, есть время и силы на разработку новых интересных самой команде игр, следовательно, нет никакого смысла торопиться куда бы то ни было

kapxapot: Ну да, конечно, близзы могут сейчас не особенно париться с выпуском новых проектов, когда у них есть постоянный доход от WoW. Действительно, соглашусь, это тоже может быть одной из причин торможения с новыми тайтлами.

Но в глазах фанатов Diablo и StarCraft, которым не нравится WoW, Blizzard с каждым годом все больше и больше падает. :)

Сам я люблю все три вселенные, но любимая, пожалуй - Diablo. И я уже задолбался ждать Diablo 3. Я ее и не жду, в принципе. :)

Cromathaar: Палка о двух концах. Фанаты той же Дьяблы, которым уже не вмоготу, сами же своим вайном и оттянули разработку Д3, массово наехав на Близзард, что дескать Д3 не такая )

kapxapot: Ой да ладно, их вайн всего лишь заставил близзов чуть-чуть гамму в игре подкрутить. И то вайнили неадекваты какие-то. Гамму и контраст можно было настраивать еще в первой Diablo. :)

Я думаю, с Diablo 3 тормоза не из-за этого, а потому что сама Blizzard еще до конца не решила, какой будет игра. Вот, они только недавно стали делать уникальные системы ресурсов для каждого класса (мана, ярость и т.п.), и то они не готовы еще.

Из локаций нам показали пока что только два акта, которые повторяют первые два акта Diablo 2, по сути. Класс один до сих пор не объявлен. И я сомневаюсь, что он готов... В общем, конь там не валялся еще. :( И фанаты тут совершенно ни при чем.

Солмира: Каждый отдельный аддон к ВоВ (Burning Crusade и Lich King) - по трудоемкост и объему - отдельная игра, так что на вашем месте я бы их все же считала. Причем каждый следующий - интереснее и богаче на контент. Фишка Близов - выпускать игры тогда, "когда они будут готовы". Да, прошло 6 лет с выпуска предыдущей игры (а если все же считать аддоны - то гораздо меньше), но в этом году нас ждет Старкрафт 2 и Катаклизм, как минимум (как максимум - Диабло 3). Т.е. сразу два крупных проекта.

И повторюсь - аддоны к ВоВ считать стоит, это целый крупный проект, под который апгрейдился графический движок и делалась гигантская дизайнерская и контентная работа.

kapxapot: я сознательно выбросил из хронологии дополнения. Если их добавить, то картина останется примерно такой же - раньше игры у Blizzard выходили чаще, и, более того, нас чаще радовали новыми частями других франчайзов, а не только WoW.

По поводу трудоемкости и объема не соглашусь. Дополнения по определению меньше, чем полноценная игра. И дополнений к WoW это тоже касается. Но при чем тут их объем и трудоемкость вообще? Разными играми занимаются разные команды внутри Blizzard, они слабо друг на друга влияют.

Влияние тут можно отметить разве что в WoW -> next gen MMO. После релиза WotLK основные разработчики WoW были переброшены на новую MMO (например, Джеффри Каплан, ведущий дизайнер), что, кстати, тоже к интересным выводам приводит. :) А именно, с релизом WotLK Blizzard решила, что игра сформирована и больше каких-то принципиальных добавлений и изменений (типа арен или системы фаз) ожидать не стоит, а только расширений и дополнений.

И еще забыл добавить.

Солмира, Diablo 3 в этом году не выйдет. И не факт, что выйдет в следующем. :) Хотя я на это и надеюсь...

[конец интересной беседы]

Вот такое вот обсуждение получилось. Надеюсь, кому-то интересно будет это прочесть. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий